Первым делом я выделил в себе качества, которые хотел использовать в будущей профессии. Затем выбрал направления подготовки, соотносимые с моими пожеланиями. Далее отсеял те направления, которые не подходили по предметам ЕГЭ: на некоторые специальности нужны были предметы, которые я не собирался сдавать. Потом уже начал изучать информацию о вузах и подметил МГЮА. Я сходил туда на день открытых дверей, и мне понравилось там. Я смотрел на общее состояние корпуса университета, на преподавателей и на столовую. Отмечу, что поступил я на необычную специальность — «судебная экспертиза». По такой специальности учат еще только в МГТУ имени Баумана, и то по другому профилю.
Юриспруденцией я никогда особенно не интересовался. В конечном итоге, когда количество моих баллов за ЕГЭ стало известно, несколько потенциальных вузов для меня отпали. Из тех, что остались, я долго выбирал, и в конце концов в моем выборе сыграла свою роль необычность профессии и разговор с хорошей подругой. Подруга убедила меня тем, что из всего спектра специальностей, в которых я себя видел, эта была самой престижной. К тому же, репутация этого вуза была на голову выше остальных.
Проходной балл на бюджетное отделение был высоким, конкурс — большим. Оригиналы документов все чуть ли не в первый день после объявления списков приносили. Когда я подавал документы, нас всех посадили в большом зале и партиями вызывали в аудитории, где вносили в электронные списки. Уже потом, из дома, отслеживались списки подавших заявления, а потом списки поступивших на бюджет. У абитуриентов других институтов был внутренний экзамен: ребята готовились к нему, сдавали, так же смотрели списки. Но для поступления в мой институт такого экзамена не требовалось.
Из плюсов могу выделить отличное техническое состояние: в каждой аудитории есть все, что нужно для учёбы. Также не могу не отметить красивый внешний вид здания университета: первый корпус у нас похож на дворец. Кроме того, мне нравится расположение недалеко от станции одной из основных веток метро — Баррикадной. Путь от метро до вуза занимает 10 минут, а когда опаздываешь — все пять. Несомненно, одним из важнейших плюсов вуза являются его преподаватели. Практически все они — практики, большинство из них знает свой предмет и умеют его преподнести. Но, конечно, есть исключения.
Я уже сдал три сессии и ни разу не возникал вопрос взяток. Сессии в МГЮА сложны, но на них действительно проверяются твои знания. За время обучения сложилось впечатление об университете как о деловом месте: преподаватели серьёзные, своё дело знают, к студентам относятся как к коллегам по сфере деятельности. Большинство мужчин и молодых людей ходят в деловых костюмах, хотя строгого дресс-кода нет — можно самовыражаться, насколько тебя хватит.
К минусам я бы отнес столовую, а именно — цены в ней и её пропускную способность. Цены таковы: чтобы ни в чем себе не отказывать нужно будет заплатить около 200 рублей. Обед чуть скромнее (второе с мясом, хлеб, компот) будет стоить 70-140 рублей. Если взять просто два гарнира, то можно и в 40 рублей уложиться. «Кусаются» цены на мясо. Пропускная способность вряд ли может считаться удовлетворительной: на второй перемене с 12:10 до 13:10 выстраивается огромная очередь в столовую, где ты 55 минут стоишь и за 5 минут судорожно заталкиваешь в себя продукты.
Еще к минусам однозначно относится БаРС — балльно-рейтинговая система. Это система сдержек и противовесов, которая показывает всю свою механичность уже ближе к сессии. Студенты подлизываются к преподавателям на семинарах, расхватывают доклады на две недели вперёд, чтобы получить баллы, если же не получили, то вечером начинаются отработки, где меняются академия и люди. Результатом работы такой системы являются огромные толпы народу в коридорах, очереди, которые могут растянуться и до 22 часов, и желание получить баллы любой ценой. Начинаются уже откровенное подлизывание и подхалимство. Но, если учишься хорошо, то на отработки можно вообще не попасть.
По нашему институту судебной экспертизы нельзя судить обо всем университете. Почти все остальные институты выпускают бакалавров, а наш институт — специалистов. Первые полтора года мы изучали углубленно права: уголовное, гражданское, административное, конституционное, уголовно-процессуальное, гражданско-процессуальное, муниципальное. Теперь, когда нас разделили на профили, ставка идёт на профильные предметы. Я учусь на экономическом профиле и, следовательно, ставка делается на рынок ценных бумаг, финансы и кредит, ценообразование, предпринимательскую деятельность и статистику.
Рынок ценных бумаг и финансы и кредит. Эти предметы ведёт один преподаватель. Он — практикующий аудитор, объясняет так, что все понятно, рассказывает случаи из практики, — интересно, в общем. Гражданское право — тоже хороший предмет, и тоже нравится мне из-за преподавателя, но я его не очень тщательно учу.
Рассказывал как-то раз, как совершал аудиторскую проверку одной крупной организации, какие там были финансовые нюансы, и какое в итоге было написано заключение. Там был поставлен вопрос: будет ли финансово прибыльным проведение модернизации основных фондов. Было заявлено, что вложение финансов будет долгосрочным, и прибыль будет получена только через несколько лет. В итоге владелец отказался от модернизации.
Мне с ним в плане обучения сталкиваться не приходилось, так как предметы наших преподавателей начинаются с третьего курса. Но могу сказать, что в административном отношении это — хорошие люди. Директор института — заслуженный специалист, я писал курсовую работу, основываясь на одной из её публикаций. Большинство преподавателей нашего института преподают на речеведческом профиле. А та пара человек, что ведет профильные предметы, относятся к нашей кафедре, но раньше я их не видел, поэтому еще не воспринимаю их как «своих» преподавателей.
Университет отличается от школы тем, что в классе ты просто вынужден поддерживать контакты с каждым, а в университете ты общаешься только с тем, кто тебе приятен. Все мои однокурсники — разные: одни — из Москвы, другие — с широких просторов, кто-то — из одного социального слоя, кто-то — из другого. Одни показали себя за время учёбы хорошими людьми, другие — нет. Все общаются этакими стайками.
Мой вуз — очень известный. Его название, его логотип — это уже бренд. У нас часто проводятся конференции достаточно высокого уровня, на которые приезжают даже судьи конституционного суда, что свидетельствует о весе вуза. Насколько я знаю, диплом МГЮА существенно повышает шансы на трудоустройство. Мы, судебные эксперты, особенно востребованы, так как в России, как я говорил выше, всего два вуза выпускают специалистов по этой специальности. Экономический профиль позволяет пробовать себя не только в юридической сфере, но и в экономической. После выпуска у нас будет двойной диплом — судебного эксперта-специалиста и юриста-бакалавра. По крайней мере, нам так говорят.
Если честно, то вижу его неопределённо. То ли это происходит из-за процесса взросления, то ли из-за настроения. Сейчас у меня начались поиски себя, поиски ответов на новые вопросы, которые я раньше не ставил перед собой. Сейчас мне вообще неизвестно, чего я захочу в будущем. А вообще, можно и экспертом поработать, и экономистом.
Вопросы рассмотрения дела в суде могут потребовать специальных знаний, которыми судья или следствие не обладают. Тогда они обращаются к эксперту, в роли которого может выступить просто специалист в своей области (например, столяр-краснодеревщик) или судебный эксперт. Разница между ними заключается в том, что, во-первых, судебный эксперт обладает знанием судебного процесса и различных прав, то есть является юристом, во-вторых, его знания более востребованы у суда: столяра вызовут единожды, когда как потребность в экспертизе подписи (почерковедческая экспертиза) возникает регулярно.
В современном законодательстве много чисто декларируемых норм, то есть норм, которые прописаны, но не исполняются, и правонарушитель не привлекается к ответственности за их нарушение. Довольно часто встречаются примеры, когда законодатель принимает нормативно-правовой акт, не разбираясь в его сути: неправильное использование терминов, расхождение с нормативно-правовой базой, неточности. Еще можно сказать о затягивании рассмотрения дел в суде: дела могут длиться несколько лет, хотя законодатель декларирует принцип разумности судопроизводства. А так, из-за большого финансирования, можно идти в эту сферу, но нужен стаж. Молодость придётся «тянуть» за 12 тысяч в месяц. Неизвестно, сколько придется так работать для получения нормальной зарплаты: это жизнь, тут как сложится. Но по разговорам могу сказать, что придется делать это минимум 5 лет.
Обсуждение материала
Оставить комментарий